Предметно — пространственная среда «гр. Звёздочка»

Предметно-развивающая среда в подготовительной группе «Звездочка» организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная; познавательная; речевая; художественно-эстетическая; физическая. При организации развивающей предметно – пространственной среды в группе были использовано несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2. Использование помещений спальни.
3.Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

      Мы, как педагоги, стремились создать в группе условия, как для совместной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая особенности развития каждого дошкольника.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. «Центр сюжетно-ролевых игр» включает в себя несколько центров: «Магазин», «Больница», «Дом», «Парикмахерская», «Ателье» и является наиболее интересным и привлекательным местом для детей. Он содержит в себе игрушки разной направленности, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, игрушки — животные, куклы разной величины и фактуры, наборы посуды, мультяшные игрушки, игровые модули для разнообразных сюжетных игр. «Центр игры» расположен вблизи «Центра конструирования» с целью возможности использовать постройки в игре.

      Центр ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.

«Центр театра» – важный объект развивающей среды, который помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В «Центре театра» размещена ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый и настольный виды театра. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.

 

 

«Центр дежурства» расположен у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит. Наш центр имеет схему дежурства и два кармашка с цветными карточками-эмблемами внутри на каждого ребенка. В день дежурства из левого кармана в правый перемещается нужная эмблема (по желанию детей или по поручению воспитателя).

 

 

Центр «Дом книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент, его литературные произведения.

 

Центр занимательной математики «Цифроград» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборное полотно, цветные счетные палочки, логические блоки, числовой ряд, счеты, песочные часы, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, Плакаты с изображением геометрических фигур, объёмных геометрических фигур, различные виды мозаик, пазлы. Достаточно широкий выбор игр на поиск недостающего объекта в ряду, на установление последовательности по степени возрастания (убывания), развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Шашки» и т.д. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

 

Центр «Юный натуралист» включает в себя экологический уголок и зону экспериментальной деятельности. Данный уголок содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Так же, присутствуют необходимые инструменты по уходу за данными растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы, сахар, мука). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. В Центре «Юный натуралист» наши дошколята охотно превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

 

В «Центре творчества» изготовлен плакат-подсказка «Радуга цвета», размещены коллекции фарфоровых статуэток «Гжель» и деревянной посуды «Хохлома», оформлен альбом по «Народно-прикладному искусству» и схемы рисования человека в движении. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, для ручного труда и художественного конструирования представлены с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков (раскраски, трафареты). Все детские работы выставляются в специально отведенном месте. Работы доступны для просмотра родителям, являются украшением группы.

 

«Центр безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими пособиями и играми. Хорошим дидактическим пособием служит макет пожарной станции и пожарных машин, игра с объёмными фигурками «Путешествие по дорогам улиц». Игра оснащена макетом улицы, дорожными знаками, фигурками людей. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения и направлен на формирование здорового образа жизни.

 

«Центр двигательной активности» расположен в спальной комнате группы. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, мешочки, набитые песком, разноцветные флажки, ленточки, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения физминуток, подвижных игр. Много пособий сделано руками воспитателей и родителей совместно с детьми.

 

«Центр конструирования» требует свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала. Центр расположен вблизи уголка сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.

 

«Центр патриотического воспитания» расположен вблизи «Центра книги». В нем содержится: Российский флаг, герб, портрет президента России, символика Красноярского края, Курагинского района, история посёлка Большая Ирба, легенды нашего края, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, портреты великих людей России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Здесь дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Красноярского края. Подобрана художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Моя страна», «Мой край», «Мой посёлок».

 

Центр «Грамотности» требует частичной изоляции, так как содержит задания различной степени сложности. Игровой материал расположен на открытой полке. Здесь находятся материалы на развитие мелкой моторики кистей рук, различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твердых и мягких звуков, схемы звукового состава слова. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

 

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место — сухой бассейн в спальне, вокруг которого находятся живые цветы.