В кабинете логопеда

(образовательная среда кабинета логопеда)

Учитель-логопед Н. В. Найденова

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета призвана создать оптимальные условия для коррекции нарушений детей с тяжелыми нарушениями речи, сочетать в себе доступность, мобильность и многообразие материала, быть полезной и интересной для ребенка. Кабинет логопеда, как правило, насыщен увлекательными и познавательными играми, направленными на устранение дефектов речи.

В зоне коррекции звукопроизношения можно увидеть карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, литературу на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотеки и подборки альбомов на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.

Зона развития мелкой моторики оснащена разнообразными конструкторами, шнуровками, мозаиками, паззлами, пирамидками, матрешками, мелкими игрушками, играми с бусинками, пуговицами, крупами, счетными палочками, трафаретами, книжками-раскрасками, картотеками пальчиковой гимнастики.

Очень любят дети мыльные пузыри, которые наглядно и действенно учат детей длительному и короткому, плавному и резкому выдоху. Хороши также в формировании у детей правильного речевого дыхания вертушки, мелкие легкие игрушки, соломинки для коктейля, свистки и дудочки и прочее.

В зоне развития фонематического слуха и «знакомства с грамотой» собран материал для определения наличия или отсутствия, а также места звука в слове, схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», материал для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Зона развития лексико–грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала (картинный материал «Антонимы», «Многозначные слова», «Азбука действий» и др.), подборок игровых заданий на закрепление грамматических категорий, картотек различных словесных игр.

В зоне развития связной речи широко представлен картинный материал (сюжетные картины, серии сюжетных картин, схемы для составления описательных рассказов), художественная литература, дидактические игры.

Для постоянного взаимодействия с родителями созданы уголки логопеда (информационная зона), в которых размещается и регулярно обновляется полезная информация (консультации, памятки, игровые задания) по выполнению артикуляционной и пальчиковой гимнастики, развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в домашних условиях. Такие уголки расположены в приемных групп, а также рядом с кабинетом логопеда. Обратная связь осуществляется через тетради с рекомендациями родителям.

Документация логопеда (программы, планирование, журналы учета и регистрации, речевые карты), а также программно-методическое обеспечение коррекционной работы представлено в зоне методического сопровождения.

Не обходится коррекционный процесс и без технических средств обучения. Большой интерес у детей вызывают различные цифровые образовательные ресурсы: образовательные игры, видеоуроки, звукозаписи, видеоразминки и т.д.

Специальная предметно-развивающая среда логопедического кабинета, сочетая в себе многообразие, мобильность, доступность, является оптимальной для коррекции и полноценного развития, полностью удовлетворяет потребности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.