КУКЛЫ-ГОВОРУШКИ

(из опыта работы)

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Говорить с незнакомой тетей на консультации, обследовании или первом занятии согласится не каждый малыш, а вот поделиться сокровенным с ”живым” кукольным персонажем — с удовольствием.

Зная эту детскую слабость, я мастерю и собираю такие игрушки-помощники в работе логопеда.

Отлично справляются с ситуацией знакомства и налаживания контакта куклы:

Веселый Язычок

Лягушонок Квака

Бегемотик Мотя

Ложка-Матрешка

Трещунья Сорока

Кукла Звукоежка

Курочка Хохлатка

Многофункциональность пособий обеспечивается возможностью управления мимикой, артикуляцией, что позволяет наладить эмоциональный контакт с ребенком и вовлечь его в игру.

Подвижный и озорной Язычок может менять положение и форму с помощью руки логопеда или ребенка. Эти куклы позволяют демонстрировать различные артикуляционные уклады, движения, упражнения. Веселый Лягушонок хорошо, широко открывает рот и квакает, конечно же! Бегемотик учит точно проговаривать важные и сложные звуки. Проказница Сорока много болтает и постоянно шутит. Ложка-Матрешка умеет ритмично произносить звук -д-, а это нам помогает поскорее научиться произносить звук- р-. Кукла Звукоежка учит детей узнавать на слух слова с определенным звуком. Курочка Хохлатка всегда «просит» детей повторять за ней чистоговорки на отрабатываемые звуки.

Вот всего несколько идей, как игрушки — самоделки помогает в развитии речи дошкольников.

Очень важно то, что дети учатся говорить с разной интонацией, выражать свои чувства и эмоции, помогать кукле выполнять упражнения и задания, исправлять ее ошибки, повторять многократно речевой материал. Озвучивая куклу, малыши, безусловно, совершенствуют свои речевые навыки.
С помощью таких «говорушек» можно проводить как целые занятия, так и отдельные фрагменты: например, ввести куклу только для проведения артикуляционной гимнастики, динамической паузы или для того, чтобы дать задание.

Чтобы интерес детей не угасал, кукла используется в течение некоторого времени, затем делается перерыв. Потом она вновь «встречается» с ребятами и воспринимается ими как уже знакомый добрый друг. Играя с куклой, говоря за нее, ребенок по иному относится к своей собственной речи, кукла отвлекает ребенка от речевых трудностей. Замечания, сделанные не ребенку, а его кукле, позволяет логопеду незаметно исправить речевые ошибки.

Я уже несколько лет в своей работе использую эти куклы и не перестаю  удивляться: совсем не надо прятаться, скрываться, переодеваться, стоит только надеть игрушку на руку и говорить “игрушечным” голосом и тогда для ребенка эта игрушка оживает. Ребенок удивлен, очарован, я бы сказала — зачарован и практически не замечает кукловода-взрослого: он не отрывает глаз от игрушки (в прямом и переносном смысле), когда отвечает на вопросы, заданные “игрушечным голосом”!

Достаточно лишь надеть игрушку на руку и немного изменить свой голос, чтобы создавалось впечатление, что говорит не взрослый, а игрушка! Именно игрушкам ребенок отвечает охотнее, чем взрослым!

Даже если у вашего малыша нет никаких проблем с развитием речи, такие «кукольные» беседы будут очень приятны и полезны.