Мы все такие разные, но мы все –дети!

из опыта работы логопеда
в средней группе комбинированной направленности №15 «Ладушки»

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Федеральный образовательный стандарт предусматривает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В нашем ДОУ созданы и успешно функционируют три группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и три группы комбинированной направленности, которые посещают как дети с физиологической нормой развития, так и дети – инвалиды, и дети с ЗПР.

Совместное воспитание детей с особенностями развития и возрастной нормой оказывает одинаково благотворное влияние и на тех и на других.

Важным условием работы в группе комбинированной направленности является ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, но и на сопровождение семьи.

В этих группах проводят свои занятия воспитатели, психолог, логопед, инструктор по ФиЗО, музыкальный руководитель. Для каждого ребенка с ОВЗ составляется индивидуальный маршрут развития. В рамках реализации этого маршрута специалисты проводят коррекционно-развивающие занятия.

Дети с ОВЗ посещают все праздники, развлечения, спортивные мероприятия наряду с остальными детьми. На улице дети гуляют вместе со всеми. Воспитанники с ОВЗ участвуют в непосредственно образовательной деятельности совместно со сверстниками, но для них подбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

Возникал проблемный вопрос, как убедить родителей физиологически здоровых детей, что нахождение в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья не навредит их собственным детям, а даст возможность быть терпимее и нравственнее.

Приходилось проводить профилактическую работу – не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка. Главное – это иметь терпение. Выслушивать всех родителей. Родителям детей с ОВЗ приходится особенно тяжело, и мы должны работать с ними, важно понять, помочь.

Решить эту проблему помогают различные формы работы совместно с родителями. Наша задача, чтобы на утреннике или спортивном мероприятии ребенок с особенностями в развитии не пассивно высиживал время, а принимал посильное активное участие. Это хорошая возможность показать положительные результаты и личные достижения ребенка с ОВЗ.

В свою очередь родители, воспитывающие детей с особенностями в развитии, могут наглядно увидеть, чему научился их малыш, и гордиться его достижениями. Цель коррекционного процесса в работе с детьми с проблемами в развитии является не только социализация и адаптация их в обществе, но и развитие познавательных и речевых способностей детей.

Индивидуальные логопедические занятия с детьми с ОВЗ в средней группе комбинированной направленности №15 «Ладушки» проводятся ежедневно, фронтальное занятие по развитию общих речевых навыков — один раз в неделю, подгрупповые занятия с использованием компьютерных технологий (по возрасту) – один раз в неделю. Мы всегда приглашаем и очень рады видеть родителей своих воспитанников на наших занятиях.

Единство детского сада и семьи – верный ключ к успеху в инклюзивном образовании.