МОЙ ПОМОЩНИК-КАБИНЕТ!

(предметно-развивающая среда логопедического кабинета)

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Основное назначение логопедического кабинета – это создание оптимальных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. В кабинете логопеда ребенку должно быть комфортно и уютно.

Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого.

Развивающая среда в кабинете организуется так, чтобы способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций.

Создавая предметно- пространственную развивающую среду логопедического кабинета необходимо руководствоваться следующими принципами:

• соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям;
• системность;
• доступность;
• мобильность;
• многообразие материала;
• инновационная направленность;
• эстетика оформления.

В кабинете логопеда детей встречают игрушки и сказочный персонаж Веселый Язычок, который является неизменным атрибутом на занятиях и от имени которого детям предлагаются различные задания, что позволяет сделать занятие более интересным и результативным.

По целенаправленному оснащению и применению логопедический кабинет можно условно разделить на несколько основных зон:

  1. Зона коррекции звукопроизношения, в которой находятся: настенное зеркало с дополнительным освещением, дидактический стол, логопедические зонды, игровые пособия и картотека на автоматизацию и дифференциацию звуков, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей.
  2. Зона развития мелкой моторики, в которой находятся разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, миниатюрные сухие пальчиковые бассейны, трафареты на различные лексические темы, картотеки пальчиковых гимнастик, а также различных упражнений на координацию речи и движения.
  3. Зона развития речевого дыхания и фонального восприятия включающая в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики», мыльные пузыри, вертушки, мелкие легкие игрушки.
  4. Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает:
    схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», картинный материал и игры для определения места звука в словах.
  5. Зона развития лексико–грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала (сюжетные картины, серии сюжетных картин, картинный материал «Антонимы», «Синонимы», «Азбука действий» и др.).
  6. Зона обучения грамоте: представлена схемами для разбора слов, предложений, фишками, магнитной доской, магнитной азбукой, слоговыми таблицами, Буквоградами и т.д.
  7. Зона фразовой речи: здесь помимо картин, представлены ширма, кукольный театр, пальчиковый театр.
  8. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

    Представлена довольно вместительным книжным шкафом и содержит следующие разделы:-справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии;

    -материалы по обследованию речи детей;
    -методическая литература по коррекции звукопроизношения;
    -методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
    -учебно-методическая литература по обучению грамоте;
    -учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами);
    -пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);
    -занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры – лото, пазлы, игрушки);
    -оборудование, способствующее формированию речевого дыхания;
    -оборудование, способствующее развитию пальце-кистевой моторики.

  9. Зона ТСО (технических средств обучения), в которой располагаются магнитофон, диктофон, ноутбук, аудиотека, диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности.

    В наше время невозможно представить обучение детей без компьютера и компьютерных технологий. Задания, которые ранее дети получали на бумажных носителях теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием.

  10. Информационная зона, где размещаются:

    • График работы логопеда.
    • Сетка занятий.
    • Консультации для родителей
    • Памятки.

Таким образом, в коррекционно-развивающей среде логопедического кабинета, организованной посредством зонирования пространства, созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, для их речевого, познавательного и личностного развития.

Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

По массажным коврикам
Смело мы идем.
С Язычком Веселым встречу
С нетерпением все ждем!

Здесь «Тигренок» и «Совунья» (ИКТ) нас встречают,
Научиться говорить очень помогают!

Любят девочки и мальчики
Тренажеры для пальчиков.
Терпеливым надо быть,
И пальцы нам помогут красиво говорить!

В игры разные играем,
Свои умения закрепляем.
«Язычка» всегда благодарим
И уходить отсюда не хотим!

Чтоб Язычок работал славно,
В зеркало смотри исправно.
Гимнастику четко выполняй,
Движения Язычка запоминай!