Консультация для родителей. Особенности психического развития детей третьего года жизни. Кризис 3 лет.

Педагог-психолог: Н.П. Попова.

      В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии.
К третьему году жизни у ребенка совершенствуется развитие цнс. Увеличивается предел работоспособности нервных клеток ребенка: бодрствует подряд 6-6,5 часов. Кора головного мозга лучше контролирует деятельность подкорки, ребенок становится более терпеливым. Быстрее формируются новые условные рефлексы, перестраиваются старые навыки, формируются новые. Лучше развиваются тормозные процессы – ребенок умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям. Но по-прежнему недостаточно развита подвижность нервных процессов – плохо реагирует на запреты, ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой.
В развитии познавательных процессов в этом возрасте так же происходят изменения.
ВОСПРИЯТИЕ. К моменту поступления детей в младшую группу, уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего воспитания и обучения. Так, половина детей уже без труда усваивает то, что говорит воспитатель. Дети способны различать тембр звучания 2-3 музыкальных инструментов, несложный ритм, узнают знакомые песни. Важной задачей является обогащение, уточнение и закрепление представлений детей о цвете, форме предметов. Трехлетний ребенок должен уже неплохо различать основные цвета, ориентироваться в числовых и пространственных представлениях (много — мало, далеко — близко).
ПАМЯТЬ. Процессы памяти непроизвольные. Преобладает узнавание. Объем памяти зависит от того, понимает ли ребенок смысл, либо запоминание идет механически. Ребенок воспроизводит в играх действия взрослых.
ВНИМАНИЕ. Способность управлять своим вниманием еще очень низкая. Часто следует много раз повторить ребенку, чтобы переключить его внимание на что-то другое. Объем внимания не превышает одного объекта. Устойчивость внимания возрастает, но также как и раньше, зависит от степени заинтересованности ребенка. На интересном занятии дети могут сосредотачиваться до 50минут. А вообще длительность занятия одним делом 15-20минут.
МЫШЛЕНИЕ. На третьем году оно из наглядно-действенного становится наглядно-образным. В 3 года у ребенка появляются элементы причинно-следственного мышления, начинают появляться представления о причинно-следственных связях (стул упал, т.к. у него нет одной ножки). Дети начинают пользоваться в речи общими понятиями типа: игрушки, одежда, овощи, фрукты. Полезно организовывать с детьми упражнения, в которых дети должны назвать к общему понятию конкретные, например, назови мебель, овощи.
Одной из ведущих линий развития на третьем году жизни является РЕЧЬ. Расширяется пассивный и активный словарь. Ребенок начинает говорить сложными предложениями, улучшается дикция, появляются вопросы: зачем? почему? когда?
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ на третьем году жизни сложнее и разнообразнее. С 2лет6мес. начинает формироваться сюжетно-ролевая игра – ребенок не только отображает те или иные действия, но и начинает сам при этом кого-то изображать: « Я – доктор», «Я – шофер», т.е. берет роль на себя. Дети могут играть непрерывно 20-30мин.
На третьем году жизни появляются специфические поведенческие реакции, говорящие о кризисе самоопределения (КРИЗИС 3ЛЕТ). Как НАДО вести себя родителям в период кризиса ребенка 3лет?
По тому, на кого направлен кризис ребенка 3 лет, можно судить о его привязанностях. Обычно в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Необходимо помнить, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, который показывает, что ребенок переходит на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что ваш малыш очень резко изменился, постарайтесь выработать правильную линию поведения, расширяйте права и обязанности ребенка, в пределах разумного дайте ему самостоятельность. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас – действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть можно. И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, а у папы, у бабушек. Нужно не сердиться на ребенка за это, а стараться правильно сбалансировать поощрение и наказание. Найдите выход в ролевой игре. Например, ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп. Ребенок, как большой садится рядом и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает обед.
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.