Задержка речевого развития — когда нужно бить тревогу.

Учитель-логопед: О.Р.Авербах

(из выступления на родительском собрании в средней группе №15 «Ладушки» комбинированной направленности)

      Развитие речи имеет довольно размытые границы. Не следует постоянно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Процесс становления речи — сугубо индивидуальный. Учеными также зафиксировано, что мальчики немного позже начинают говорить, чем девочки. Однако и процент задержек в развитии речи у мальчиков выше.
Если ребенок в трехлетнем возрасте отлично понимает взрослого, выполняет его просьбы, и у него нет задержек в психическом развитии, то паниковать не стоит. Если у малыша страдает только речь, то причина кроется в индивидуальной готовности к становлению речи. Если же ребенок не разговаривает совсем или очень мало после трех лет, или его речь непонятна, то это серьезный повод обратиться к специалистам.
Многие родители ошибочно считают, что эту проблему «лечат» логопеды, однако они являются педагогами, а не врачами. Логопеды способны лишь научить правильно произносить звуки и выговаривать слова, а заниматься этим эффективно можно только лет с 4-5. Но что ждать до 5-летия крайне опасно!
Для диагностики причин нужно обратиться к врачу-неврологу, логопеду, а при необходимости к детскому психологу и психиатру. Наверняка может потребоваться прохождение специализированных анализов работы мозга – МРТ, ЭКГ, ЭХО-ЭГ и прочие. Почти в 100% случаях заболевания ЗПРР (задержка психоречевого развития) требуется медикаментозное лечение.
Как же родители могут (и должны) помочь своему ребенку в развитии речи? Вот несколько простых, но очень эффективных советов:

  1. Говорить с ребенком надо, используя простые и понятные предложения.
  2. Старайтесь привлекать внимание ребенка к своему лицу, когда вы говорите. Смотрите ему в глаза, приседайте, наклоняйтесь к ребенку. При этом преувеличенно артикулируйте слова.
  3. Говорите о том, что происходит здесь и сейчас. Постоянно комментируйте свои действия и действия ребенка. «Ой, смотри, дождь пошел! Где наш зонтик?». «Я достаю банан из пакета, мою его, чищу и кладу на тарелку… Таня кушает банан. Вкусный банан!». «Озвучивать» надо не только действия ребенка, но и его чувства, эмоции. «Танечке весело? Да?»
  4. Следовать за инициативой ребенка. Стараться говорить о том, на что ребенок смотрит, или о том, что он взял в руки.
  5. Использовать параллельно «детскую» и «взрослую» речь: «Смотри, собачка! Аф-аф!» При этом не сюсюкать, искажая звуки, говорить просто, но правильно.
  6. Повторять звуки, которые сказал ребенок, а затем добавлять полноценное слово, которое подходит к этой ситуации: «Ты сказал ма-а-а! Молодец! Машинка! Ты хочешь машинку?»
  7. Использовать альтернативные вопросы. Например, вместо: «Ты будешь пить?» спросить: «Ты будешь пить сок или воду?»
  8. Больше читать ребенку детских стихов, при этом делая в конце некоторых строчек паузу, чтобы ребенок досказал слово. Например:
    Я рубашку сшила мишке,
    Я сошью ему… (штанишки)

      Уважаемые родители! В любом случае больше общайтесь со своим ребенком, учите его, помогайте и старайтесь, чтобы его окружали старшие дети, за которыми он будет тянуться и спешить в развитии. Это очень благоприятно для речи Вашего малыша.