Читаем сами и с друзьями

Н.В. Найденова, учитель-логопед

«Чтение для ума – то же что
физическое упражнение для тела» Д. Аддисон

      Каждый из нас знает о том, что чтение книг полезно, но не каждый понимает, чем именно. А может быть пользу чтения преувеличивают, ведь гораздо быстрее и проще посмотреть фильм или мультфильм. Зачем же тогда читать? А читать нужно, и вот почему:
Чтение развивает  высшие психические функции:

— мышление (наш мозг активно включается для того, чтобы понимать, о чём идёт речь, обрабатывать новую информацию, строить домыслы, запоминать сюжеты);
— память (приходится запоминать множество нюансов для понимания сюжета);
также чтение способствует развитию:
— воображения (домысливание образов персонажей,  картин природы, описываемых автором, предвосхищение концовки);
— связной речи (повышается грамотность, вводятся в активный словарь красивые речевые обороты и т.д.).

 Чем же еще полезно чтение?
Чтение расширяет кругозор, увеличивает словарный запас, защищает от заболеваний мозга, снимает стресс и улучшает сон.
Именно поэтому чтение книг нельзя заменить ни просмотром фильмов, ни, тем более, компьютерными  играми, которыми зачастую увлекаются дети с нашего молчаливого согласия. И именно поэтому важно уже с дошкольного возраста прививать детям любовь к книге, читательский интерес.
Еще зимой ребята 18 подготовительной к школе группы «Капитошка» неожиданно для себя, обнаружили, что, оказывается, умеют читать. Для педагогов этот факт не стал неожиданностью, т.к. в течение практически двух лет проводилась планомерная работа по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте (по развитию у ребят фонематического восприятия, формированию зрительного анализа и синтеза и т.д.).
Порадовавшись за воспитанников, педагоги решили активно развивать данное умение. Для этого, логопедом совместно с воспитателями были организованы «Пятиминутки чтения», которые проводились во вторую половину дня. В ходе «пятиминуток» детям предлагалось самостоятельно прочитать  слова, а далее предложения, напечатанные на карточках. После чтения ребята с удовольствием «делились» полученной информацией с друзьями. Освоив карточки, ребята принялись за книжки с крупными буквами. Яркие картинки в книжках и появившаяся у ребят беглость чтения способствовали укреплению читательского интереса.
Кульминацией таких «пятиминуток» стало итоговое «собрание юных  читателей», во время которого ребята «презентовали» прочитанные ими книги, рассказывая о прочитанном  ребятам. В конце общим голосованием был выбран, по мнению ребят, «лучший читатель».
Дорогие родители, впереди лето, ребята выпускаются из детского сада. Теперь только от вас зависит сохранится ли у наших с вами будущих первоклашек интерес к чтению. Не забывайте  это полезное увлечение и помните, что лучший способ влиться в мир чтения — это расти в читающей семье. Именно ваш личный пример читать книги будет самой эффективной мотивацией для  ребёнка.