Различаем гласные и согласные звуки.

Звуки бывают разные: гласные и согласные.
Чтобы учиться легко и интересно,
нужно совсем немного времени и очень много желания!

Учитель-логопед: О.Р.Авербах

      Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! И как скучно делать «Работу над ошибками»!
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники не только учатся выделять, воспроизводить и различать звуки речи, но и намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Какие звуки и буквы мы изучаем? На что важно обратить внимание?
На занятиях мы изучаем все гласные звуки: А, О, У, Э, Ы, И. Их всего шесть. Важно – е, ё, ю, я – буквы, они состоят из двух звуков. К их изучению мы приступаем в подготовительной группе, они требуют особого внимания.
Согласные звуки  — изучаем все сохранные звуки, то есть те, которые большинство детей произносят правильно! И здесь много интересного. Согласные звуки делятся на: твердые и мягкие, эти характеристики нас интересуют в старшей группе; глухие и звонкие – к этим характеристикам согласных звуков мы обратимся в следующем году.
При изучении звуков логопед обращает внимание детей на место и способ образования звуков речи. Гласные звуки образуются при помощи голоса, на пути у воздушной струи нет преград. Это важно! От того они и называются гласным! В образовании согласных звуков участвуют губы, зубы, язык – то есть, естественные преграды на пути воздушной струи. Это важно! То есть, мы говорим детям, что они соглашаются с этими преградами, потому и называются согласными. Так же в образовании некоторых согласных звуков участвует голос – такие звуки называют звонкими, без участия голоса – глухими. Но об это дети узнают позже. Сейчас же наше внимание будет отдано мягким и твердым согласным звукам. Трудность заключается в том, что их можно отличить только на слух, при достаточно развитом слуховом внимании и восприятии.
При проведении занятий формированию фонематического слуха и обучению детей грамоте в домашних условиях родителям необходимо знать:

1. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем.
2. Все  буквы называйте как звуки. Например, не «пэ» или «эр», а «п» или «р».

 

Это надо запомнить!
Звуки-песенки сказочных героев  «Теремка»: -и-а-э-о-у-ы — гласные

Они носят «рубашки» красного цвета.
Все другие звуки — «трудные»
согласные

твердые мягкие

 -б-в-г-д-ж-з-к-л-м-н-

 -п-р-с-т-ф-х-ц-ш-

 -бь-вь-гь-дь-зь-й-кь-ль-мь-

 -нь-пь-рь-сь-ть-фь-хь-ч-щ-

Полезные игры:

— подбирать слова на заданные звуки;
— определять первый и последний звук в слове;
— определять наличие (есть ли такой) звука в слове;
— определять положение звука в слове: первый, последний, в середине слова;

      Мы в старшей группе начинаем учить  от детей определять, какой звук в слове по счету, эту же задачу оставим на следующий год. Её решение требует серьезной умственной работы  и достаточно развитого фонематического восприятия.

К концу года в старшей группе дети научатся:

— Называть первый и последний звук в слове.
— Определять место звука в слове.
— Подбирать слова на заданный звук.
— Выполнять полный анализ слова из 3 -4 звуков.
— Давать характеристику звукам в слове.
— Обозначать звуки нужными символами – кружками.

Занимайтесь с ребенком ежедневно по 15—20 минут, делая в середине занятия небольшой перерыв — паузу, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, попрыгать, побегать. Выбирайте для занятия часы наивысшей работоспособности ребенка, когда он бодр и весел.
Никогда не принуждайте малыша к занятиям, старайтесь его заинтересовать. Проводите занятие в игровой форме. Хвалите ребенка за успехи и никогда не выказывайте своего огорчения, если у него что-то не получается. Придумайте систему поощрений.
Йотированные буквы Е, Ё, Ю, Я ребенку пока не предлагаются, так как этот материал слишком сложен для понимания его дошкольниками.
Подготовлено с использованием материалов:
Звуки бывают разные
http://yandex.ru/clck/jsredir

 

Гласные звуки – всего шесть! Согласные твердые звуки, которые мы изучим в старшей группе Согласные мягкие звуки, которые мы изучим в старшей группе
А, О, У, Э, И, Ы М, Н, Д, Т, Б, П, К, Г, Х, В, Ф, С, З, особая группа: Ш, Ж, Ц – всегда твердые. Мь,  Нь, Дь, Ть, Бь, Пь, Кь, Хь… Особая группа: Ч,Щ, Й – всегда мягкие.

Параллельно со звуками речи мы изучаем буквы, их обозначающие. Обращаем внимание детей, что для обозначения согласного твердого звука (например, М) и мягкого согласного звука (например, Мь) употребляют одну и ту же букву М. Фокус в том, что при чтении помочь разобраться, скрывается за буквой мягкий или твердый согласный, нам помогают гласные. Это их роль.
Гласные звуки «дающие» согласным твердость: А, О, У, Э, Ы.
Гласные звуки «дающие» согласным мягкость: И (в подготовительной группе узнаем о роли букв Е, Ё, Ю, Я).
Получается, чтобы записать слог МА, нам нужно напечатать букву М, затем букву А. Чтобы записать слог МИ – буквы МИ.  Стоит после буквы М написать Ы – получим слово МЫ.  Вот так фокус ☺.  Есть над чем подумать ребенку.

 — гласный звук

согласный твердый звук

согласный мягкий звук